Губернатор Алексей Текслер неоднократно подчеркивал важность вовлечения неиспользуемых земель в сельхозоборот, так как это основа развития агропромышленного сектора и продовольственной безопасности региона.
«В настоящее время завершается подготовка к внесению изменений в закон „Об обороте земель сельхозназначения“, и в сентябре этого года он будет рассмотрен в Государственной думе. И у муниципалитетов появятся все основания более динамично возвращать земли в сельхозоборот. Для сельскохозяйственных районов это одна из важнейших задач», – заявил глава региона.
Новый закон совершенствует процедуру изъятия земельного участка, если собственник его не обрабатывает или, вопреки разрешенной категории, использует не для сельскохозяйственных нужд.
«Существующая на сегодняшний день процедура – она довольна длительная. С момента выявления факта неиспользования земли и до момента принятия решения об изъятии должно пройти не менее трех лет. За это время собственник имеет право отказаться от участка, каким-то другим образом им распорядиться, чтобы данный участок не изымался, – объясняет Дмитрий Бойчук, начальник отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Челябинской и Курганской областям. – Новый закон, во-первых, ограничивает собственника в правах: до момента устранения выявленных нарушений, во-вторых, сокращает до года срок от выявления факта неиспользования земли до изъятия».
Сейчас законопроект находится на обсуждении в законодательных органах субъектов федерации. Южноуральские парламентарии в целом концепцию нового документа поддержали. Однако предложили сохранить 30-дневный срок, в течение которого заинтересованные лица могут выкупить землю, прежде чем она будет передана в муниципальную собственность. А также позволить уменьшать стоимость участка пропорционально затратам, которые требуются для того, чтобы земля вновь начала «работать».
«Это действительно важный вопрос, – комментирует начальник управления сельского хозяйства администрации Кизильского района Тулеген Кинжибулатов. – Представьте, земля не обрабатывалась 20 лет. Это уже целина. Фермер сначала должен ее вспахать, обработать и только на следующий год что-то посадит. Это большие вложения».
Валерий Дурды обрабатывает около двух тысяч га в районе Новинки Кизильского района. Все земли, на которых он сейчас работает, ранее не использовались. То, насколько трудозатратно было возвращать их в оборот, фермер характеризует одной фразой: «Цены этому зерну нет!»
«Я бы не прочь расширить посевные площади. Но пока тормозит непрозрачная процедура оформления, проблемы с установлением собственника и другие бюрократические сложности», – говорит Валерий Маратович.
Глава КФХ Анатолий Калугин сейчас увеличивает посевную площадь только за счет залежных земель. «Земли в поселке уже нет, даже борьба идет за землю», – говорит он.
На сегодняшний день в Кизильском районе из 235 тысяч га обрабатываются 215. Семь тысяч га – неудобья. Соответственно, 12-13 тысяч га – это та территория, которая потенциально может быть введена в сельхозоборот. Аграрии надеются, что с принятием нового закона процесс вовлечения земель в сельхозоборот станет проще.